Фонд «Озеро Байкал» в 2019 году поддержал проект «С рюкзачком по тропе», который реализует Ассоциация «Большая Байкальская Тропа». Суть проекта заключалась в том, чтобы специалисты – ученые, экологи, педагоги — на практике показали детям жизнь живой природы, объяснили ее законы, взаимосвязи для того, чтобы научить детей осознанному бережному отношению к окружающей среде.
За лето практические уроки, которые длились от 1,5 до 3 часов, посетил 261 ребенок из малообеспеченных семей, социальных и реабилитационных центров. Сегодня мы попросили педагога-психолога, кандидата психологических наук Маргариту Ушакову прокомментировать значимость занятий на природе для формирования экологичного сознания ребенка:
— Мир современных детей наполнен множеством важных и интересных занятий, но часто слишком сужен — порой до экрана телефона или планшета. Мы имеем дело с парадоксом, когда о далеких странах школьники знают больше, чем о том месте, в котором живут всю свою жизнь.
Мы все чаще наблюдаем, как опыт естественного взаимодействия с окружающей средой выпадает из повседневности обычных девочек и мальчиков. Природа изучается по фильмам, книгам, сайтам — словно что-то очень далекое.
Для того, чтобы это далекое стало своим, близким, понятным, сберегаемым и ценным, необходим проводник. Для ребенка — это взрослый, который готов встать с ним рядом и поделиться тем, что видит в окружающем мире. Порой даже одной встречи с таким взрослым, который готов в буквальном смысле, взяв за руку, показать тебе новый мир в очень близком и, казалось бы, знакомом, — достаточно, чтобы изменить не только настоящее, но и будущее. То самое будущее, в котором разговоры об экологии, наконец, перестанут иметь какой-либо смысл, потому что забота о себе и своей планете станет простой и понятной каждому. И поэтому ценность проекта «С рюкзачком по тропе» очень высока ребенок проживает час своей жизни так, что это меняет его будущее.