В начале апреля Госдума РФ в первом чтении одобрила законопроект о запрете розничной продажи пластиковых пакетов и одноразовой пластиковой посуды в центральной экологической и буферной экологической зонах Байкала. До 4 мая депутаты представят поправки к данной инициативе. Фонд «Озеро Байкал» дал свой экспертный комментарий к этому законопроекту.
1. Законопроект предлагает ввести запрет на ограниченной территории и без учета путей поступления пластиковых товаров на Байкал.
Запрет распространяется на центральную экологическую зону (ЦЭЗ) – территорию непосредственно вокруг озера, в которую входят ООПТ и небольшие поселки (с 1 марта 2023 года), и на буферную экологическую зону – водосборную площадь озера Байкал, частично совпадающую с границами Республики Бурятия (с 1 марта 2024 года). Однако пути поступления пластика на Байкал связаны в основном с поведением человека: большая часть закупок совершается туристами и местными жителями в крупных городах – Улан-Удэ и Иркутске, и затем завозится на озеро. На территории ЦЭЗ расположены маленькие магазинчики, в которых небольшой оборот. Если в Улан-Удэ планируют ввести запрет с 1 марта 2024 года, то в Иркутске введение такого запрета пока не планируется, несмотря на близость к побережью и большой турпоток. Повышение эффективности законопроекта может произойти за счет уточнения территорий действия данного запрета: Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край.
Примечание: 1 – центральная экологическая зона – территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
2 – буферная экологическая зона – территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;
3 – экологическая зона атмосферного влияния – территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
I — Иркутская область, II — Республика Бурятия, III — Читинская область.
Фото: из публикации Калихман Т.П. Байкальская природная территория в институциональной модели охраны природы.
2. Запрет коснется только определенного перечня пластиковых товаров.
В законопроекте прямо упомянуты только пластиковые пакеты, сумки и мешки одноразового применения, а также пластиковые товары одноразового применения (посуда, столовые приборы). Перечень запрещенных к розничной продаже товаров должен быть утвержден дополнительно уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. В зависимости от этого перечня можно будет сделать выводы об эффективности законопроекта. Наиболее логичным была бы презентация этого перечня товаров одновременно с рассмотрением текста законопроекта.
Запрет на пластиковые пакеты разной толщины – это первый шаг на пути к ограничению использования пластиковых товаров в обороте. На сегодняшний день такой запрет действует, например, в Молдавии, Грузии, странах ЕС, некоторых штатах США. Запрет на пластиковую посуду действует в Молдавии, Беларуси, странах ЕС. Актуальными для запрета также являются следующие пластиковые товары одноразового применения: ватные палочки, трубочки для напитков и шариков, воздушные шары, искусственные цветы, влажные салфетки, чайные пакетики и другие.
При всем этом пластиковые товары одноразового применения – это не основной вид пластикового загрязнения. Львиную долю пластикового загрязнения составляет пластиковая упаковка продуктов питания и напитков (бутылки). Таким образом, следует расширить запрет на все пластиковые товары одноразового применения, которые могут быть заменены многоразовыми альтернативами, а также поддерживать продажу товаров и продуктов питания без упаковки (в личную тару).
3. Запрет распространяется только на розничную продажу, а также безвозмездную передачу этих товаров юридическим лица и индивидуальным предпринимателям.
Законопроект не учитывает оптовую продажу, а также безвозмездную передачу этих товаров физическим лицам. Это также следует учесть при доработке законопроекта.
4. Законопроект опирается на высокий уровень экологического правосознания населения, который пока не достигнут.
Во втором пункте законопроекта говорится о том, что выбросить такие пластиковые товары можно исключительно в специально оборудованных местах накопления ТКО. Однако на практике не все места отдыха на Байкале, особенно за пределами ООПТ, оснащены контейнерами ТКО и обеспечены их своевременным обслуживанием. Отчасти это и невозможно сделать ввиду протяженности береговой линии озера.
Проблема загрязнения пластиком актуальна как для озера Байкал, так и для других регионов России. Внимание к этой проблеме – это уже большой шаг вперед, но для ее решения требуется комплексный подход. Данный законопроект может быть доработан для повышения его эффективности в интересах сохранения уникальной природы нашей страны.