Социологическое исследование «Роль бизнеса в сохранении водных ресурсов»

Социологическое исследование «Роль бизнеса в сохранении водных ресурсов»

Март 2021 – март 2022

Исследовательский центр Carbon Disclosure Project в отчете за 2020 г. пришел к выводу, что 2/3 крупнейших компаний мира подвержены рискам, связанным с загрязнением или истощением водных ресурсов. В то же время игнорирование этих рисков и ликвидация последствий обходятся компаниям в среднем 5 раз дороже, чем их предотвращение.

Коммерческий сектор может повлиять на обеспечение всеобщего и равноправного доступа к безопасной и чистой воде. Именно бизнес с имеющимися у него ресурсами может привнести вклад в сокращение негативного антропогенного воздействия на водные экосистемы и реализацию ЦУР №6: Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех.

Россия входит в тройку стран-лидеров по запасам водных ресурсов. Это актив, которым важно распоряжаться осознанно с экологической и экономической точек зрения. Открытые данные и статистика по водному следу российских компаний практически отсутствуют. Этот факт подтолкнул Фонд «Озеро Байкал» к проведению отдельного  исследования среди коммерческих компаний по теме менеджмента водных ресурсов. Фонд реализовал его в партнерстве с НАФИ – многопрофильным аналитическим центром.

Цель:

  • распространение практик устойчивого водопользования в бизнес-сообществе и содействие компаниям в сокращении водного следа через продвижение концепции водного следа, развитие партнерского диалога с бизнесом и профильными ведомствами.

Задачи:

  • изучить представления российского бизнеса о роли воды в процессе производства, использования и утилизации товаров и услуг;
  • оценить уровень осведомленности руководителей предприятий о концепциях «водного следа», «корпоративного водного следа»;
  • определить существующие практики обращения с водными ресурсами;
  • узнать о стимулах и препятствиях для внедрения эффективных водосберегающих технологий.

Что было сделано:

  • в рамках социологического исследования НАФИ собрало часть необходимых количественных данных с помощью онлайн-опроса, а затем провело глубинные интервью с представителями бизнес-сообщества. В целом, был изучен опыт более 200 российских компаний из разных регионов страны

Результаты:

  • Представители российского сектора МСП в целом хорошо осведомлены о трендах устойчивого развития. Почти половина компаний (47%) уже включают различные аспекты, связанные с устойчивым развитием, в свои годовые отчеты. Однако тема водопользования в стратегических документах учитывается редко (лишь 5% компаний МСП включают вопрос ответственного водопользования в корпоративную стратегию). 30% респондентов МСП все же считают, что соответствие международным или российским стандартам в области водопользования играет большую роль для компании. 
  • Предприниматели не видят прямой связи между внедрением практик устойчивого экологического управления и выгодой для своего бизнеса.  Более половины (52%) малых и средних компаний разделяют позицию, что только практическая выгода (сокращение операционных затрат, получение сертификации и т.п.) от факта учета водного следа компании может стать стимулом для внедрения в корпоративную практику расчета и контроля водного следа организации.
  • По результатам исследования, учет материальных затрат на воду ведется в половине (50%) организаций МСП, в первую очередь отслеживаются коммунальные платежи. Учет объемов потраченной воды ведется в 39% компаний – чаще всего это учет трат воды на техническое водоснабжение и использование воды для питья.
  • Вопрос сокращения объемов изъятой воды крупные компании считают ключевой мерой, которой они могут внести вклад в сохранение водных ресурсов. Такой вывод следует из экспертных интервью с представителями компаний. 
  • Осведомленность о принципах устойчивого управления водными ресурсами часто носит поверхностный характер на уровне знания трендов, а не конкретных действий. Тем не менее, согласно данным отчетов об устойчивом развитии, открытость и степень подробности раскрытия информации о водопользовании крупных компаний растет, особенно среди ресурсодобывающих отраслей. Однако данные зачастую представлены в формате описания отдельных технологических решений и далеко не всегда очевидно, как эти инициативы вписываются в корпоративную долгосрочную стратегию крупнейших игроков российского рынка. 

Понимание общей картины водопотребления и загрязнений поможет бизнесу разработать стратегию устойчивого и эффективного управления водными ресурсами, лучше прогнозировать собственные риски, повысить уровень доверия среди местных сообществ в регионах присутствия, а также развить корпоративные ценности, основанные на бережном отношении к воде.

Подробные результаты проекта в цифрах и графиках представлены в презентации.

Публикации

Тормозной след: почему надо больше думать о воде, Известия, 26.03.2022

Роль бизнеса в сохранении водных ресурсов, Бизнес и общество, 23.03.2022

Только половина российских малых и средних предприятий ведет учет затрат на воду — исследование, Проект +1, 22.03.2022



Партнерство в интересах устойчивого развития